В
начале XX в. стиль модерн, утвердившийся в женском костюме
еще в XIX в., продолжает оказывать большое влияние на
силуэт, использование тканей, декоративное решение костюма. Наиболее
интересен силуэт в профиль, который создается с помощью корсета s-образной
формы. По сравнению с силуэтом 90-х гг.XIX в.
он изменяется незначительно: линии груди и талии спереди понижаются, в
этой части лифа появляется небольшой напуск. Талия сзади несколько
завышена и прямо от нее начинается мягкий валик турнюра . В
начале XX в. силуэту стремились придать черты павлина,
бабочки, цветка. Такой эффект достигался и четким разделением фигуры на
две части под углом друг к другу, и пышным декоративным треном,
напоминающим павлиний хвост, и разлетающимися, словно крылья бабочки,
болеро, и росписью, аппликацией, изображающей эти стилизованные формы.
Дорогие текучие ткани модерна
орнаментировались стилизованными формами вьющихся, экзотических,
болотных растений, водорослей, раковин, медуз, внутренним строением
цветов и листьев. Узор располагался асимметрично (рис. 2).
Рис. 2
Цветовая гамма строилась на умеренных
приглушенных тонах: глубокий гранатовый, темно-зеленый,
табачный, бронзовый, многочисленные оттенки серого, нежно-голубого
и розового.
Изогнутые линии s-образного
силуэта подчеркиваются асимметричным расположением отделки, драпировками
на лифе и юбке. Декоративное решение костюма осуществляется путем
сопоставления фактур материалов (бархата, атласа, шифона, дорогого
меха), изысканных цветовых сочетаний (синего с зеленым, желтого с
зеленым, серого с розовым), широкого применения кружев и вышивки
крупного рисунка шелком, бисером, драгоценными камнями. Крой юбок — в
основном клеш.
Костюм дополняют шляпы огромных размеров,
украшенные цветами, бантами, перьями, а также пышные прически.
Рис. 3
На рис. 3 показано платье,
созданное известной фирмой Лаферьер.
Рис. 4
Модели платья из более простых и дешевых
тканей, сдержанных и строгих форм создает известный кутюрье Редферн. Он
предлагает новый тип костюма-тайер, состоящего из блузки,
юбки и жакета (рис. 4).
Благодаря увеличивающемуся количеству
драпировок силуэт приобретает более мягкие и ровные очертания груди и
талии. В моделях кутюрье Жанны Ланвен корсет сохраняется, но не
деформирует фигуру. На рис. 5 изображено ее платье из
синего шифона с золотым узором вышивки.
Значительное влияние на костюм периода
оказали гастроли в Париже русской балетной труппы Дягилева, поразившей
французов не только мастерством исполнения, но и изумительной
декоративностью костюмов художника Бакста, использовавшего античные,
восточные, половецкие мотивы. Яркие краски этих костюмов зазвучали в
новых модных цветах: оранжевом, лимонно-желтом, алом,
лиловом. Их экспрессивные художественные формы, выразительные линии
сказались в новом предложении моды — платье «реформ», освободившем
женщину от корсета. На протяжении всего XIX в. художники,
врачи, гигиенисты отстаивали идею освобождения костюма от корсета.
Художником, сумевшим первым отразить эту назревшую эстетическую
потребность, был талантливый и смелый новатор Поль Пуаре. В 1913
г. он предлагает коллекцию платьев-туник без корсета
с гибким естественным силуэтом, с высокой линией талии . Его модели
декоративны и выразительны по цвету. Вместо блеклых тонов и вялых
сочетаний «модерна» появляются контрастные яркие цвета.
Пуаре использует в своей коллекции
античные, восточные, русские народные мотивы. В 1911—1912 гг.
он ездил в Россию и под влиянием этой поездки создал платье из сурового
полотна «Казань», зимнее манто в стиле русской шубки (рис. 7
справа).
В напряженной обстановке первой мировой
войны общественная значимость женщин резко возрастает. Заменив ушедших
на фронт мужчин, они занимаются разнообразным трудом — и умственным, и
физическим. Равноправие, подтвердившееся не в декларациях, а в реальной
жизни, помогает осуществить важную реформу костюма, обусловленную
изменившимся образом жизни. Это создание практичной, не стесняющей
движений одежды, упразднение корсетов, укорочение длины юбок.
С началом войны Дома мод были закрыты, и
эта реформа происходит стихийно. Уже в первый год войны длина женских
платьев доходит до щиколотки, затем до середины икры. Одежда
характеризуется мягкими линиями силуэта, умеренными объемами. Появляются
новые удобные и практичные виды одежды: широкие и свободные пальто,
жакеты, деловые костюмы разнообразных форм, рабочая и производственная
одежда.
Главной чертой моды этих лет становится
свобода формы. Свободно висят на плечах блузки, рукава, пелерины. Их
характеризуют силуэт — «бочонок», фантастическая отделка: широкие
оборки, баски, пояса, не прилегающие к фигуре, неровные края низа юбок.
Мягкие ткани маскируют естественные очертания фигуры .